Специальное образование — это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом их потребностей и возможностей в нескольких формах (специальная школа, индивидуальное обучение на дому; интегрированное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения для часто и длительно болеющих детей, дистанционное образование).
Образовательный процесс в специальном учреждении носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. Помимо обеспечения развития личности учащегося, формирования его первоначальных взглядов на природу, человека, общество, приобретения необходимых умений учебной деятельности, культуры речи и поведения, специальная школа осуществляет всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности, выявление его возможностей с целью выработки необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Здесь также осуществляется лечебно-восстановительный процесс.
1. Статистическая информация о численности дтей с ОВЗ и инвалидностью.
На 1 сентября 2021 года в МБОУ СОШ №13 г. Азова обучаются дети с ОВЗ: 9 чел. ; дети — инвалиды: 8 чел.
- Специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания
МБОУ СОШ №13 г. Азова реализует специальные адаптированные программы начального, основного и среднего общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Прием детей с ОВЗ осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому.
Обучающийся с ОВЗ (при его появлении) будет осваивать основную образовательную программу общего образования МБОУ СОШ №13 г. Азова по индивидуальному образовательному маршруту; для отдельных категорий детей будет разработана адаптированная программа школьного образования. Обучающимся с ОВЗ и инвалидам будет оказана специализированная помощь педагога-психолога, социального педагога и консультативная помощь их родителям (законным представителям).
- Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Для обеспечния доступа в образовательное учреждение для инвалидов и лиц с ОВЗ, вход в задние оборудован пандусом, отсутствуют пороги, на первом этапе расположены спортивный зал и медицинский кабинет.Конструктивные особенности внутри здания МБОУ СОШ №13 г. Азова не предусматривают наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
Инвалиды и лица с ОВЗ смогут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
- Средства обучения
Средства обучения и воспитания, используемые в МБОУ СОШ №13 г. Азова для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы общего образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, мгнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
2. Описание созданных специальных условиях и порядка получения услуг по направлению «Основное образование».
- Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому
- Адаптированные общеобразовательные программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
- Адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
- Информация о получении профессионального образования
3. Информационно-методические материалы для родителей и специалистов.
Ссылки на разделы сайта минобразования Ростовской области с нормативно-методической документацией
- Справочная информация
- Общее образование детей с ОВЗ и инвалидностью
- Обучение на дому и в медицинских организациях
Нормативная документация муниципального уровня
Информация для специалистов
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»
- Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 г. №1 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
Рекомендации родителям
- Здоровьесбережение обучающихся
- Психолог-родителям
- Рекомендации родителям по подготовке к прохождению ПМПК
4. Информация о психолого-педагогическом сопровождении.
Учреждения, в которых возможно оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям
ПМПК и мобильная запись
- Маршрутизатор (для родителей) по прохождению процедуры ПМПК с детьми разного возрастного диапазона
- Навигатор (для родителей) по прохождению процедуры ПМПК Ростовской области в период неблагополучной эпидемиологической обстановки
Ресурсные центры Ростовской области
5. Иная информация.
- Приказ от 11.02.2020 № 93 «О проведении областного Конкурса психолого-педагогических программ»
- Приказ от 13.09.2019 № 663 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций –участников апробации методических рекомендаций по психологическому сопровождению обучающихся и дорожной карты (План мероприятий) по апробации в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование в 2019-2020г.»
- Приказ от 25.02.2020 № 135 «О деятельности методических объединений педагогов-психологов муниципальных организаций, подведомственных минобразованию Ростовской области, в 2020 году»
- С целью изучения структуры и содержания потребностей и ресурсов родителей, связанных с воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья и /или детей-инвалидов ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» проводит анкетирование родителей детей раннего, дошкольного и школьного возраста указанной категории.
Анкету необходимо заполнить в срок до 30 ноября 2021 года, перейдя по ссылке https://clck.ru/XtQEh