Включить версию для слабовидящих

Советы психолога

 

Основные правила запрета

 

  1. Всегда, когда вы запрещаете что-то ребенку, следует объяснить причину запрета и возможные последствия нежелательного поступка.
  2. Еще важнее запрещать не категорически, а попытаться отвлечь, переключить ребенка на допустимое действие, причем не просто предложить, но и выполнить с ним вместе этот «приемлемый вариант». Вам не нравится, что ребенок ломает куклу, пытаясь запихнуть ее в игрушечную стиральную машину? Научите раздевать куклу, «стирать» только ее одежки, а куклу - положите «спать», спойте ей колыбельную, отыщите новую одежду и помогите ребенку самому переодеть куклу.
  3. Запрещать надо только то, что угрожает жизни и здоровью ребенка или окружающих и целости предметов (вещей, игрушек, одежды). Нельзя запрещать саму возможность активного познания мира. Если ребенок под вашим присмотром «чуть не упал», «чуть не прищемил», «чуть не обжегся» (разумеется в пределах безопасности), то у него скорее сформируется необходимое каждому чувство осторожности и самосохранения, которое куда более эффективно, чем умение рефлекторно застывать при истошном крике взрослого: «Упадешь!».
  4. Запреты должны усваиваться постепенно, осознанно и в эмоционально спокойном состоянии. Аффективные дети в момент ссоры, конфликта, когда они испытывают страх перед взрослым, вообще ничего не соображают. Важно об этом помнить. Следует избегать и отвлеченно-абстрактных запретов типа: «Не смей больше быть таким плохим мальчиком» (а каким?), «Никогда больше так не делай, чтобы мне не приходилось тебя ругать» (а как именно не делать?». Подобные запреты ребенку непонятны и только вселяют в него смутную тревогу и неуверенность в себе.